26 апреля 1986 года на территории СССР произошла крупнейшая техногенная авария. Последствия взрыва реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции имени В. И. Ленина в течение многих лет устраняли более 600 тысяч человек. Работы на ЧАЭС велись силами так называемых «ликвидаторов» до самого окончания постройки объекта «Укрытие» — гигантского бетонного «саркофага» вокруг 4-го энергоблока. Сама же станция была остановлена навсегда 15 декабря 2000 года.
В гостях у «Специнформа» Григорий Павлович Кириченко, человек, неоднократно побывавший на ЧАЭС, в том числе в качестве так называемого «дозика» — обычного дозиметриста, в 1987 и 1988 годах. В послужном списке советского дозиметриста значится и не обошедшийся без приключений «разведвыход» в тот самый разрушенный взрывом 4 энергоблок. Именно об этом мы довольно подробно, насколько это позволительно, учитывая тематику нашей встречи, побеседовали с Григорием Павловичем.
Потрясающе бодрый ветеран! Блин, по взорванному реактору носился как угорелый, при этом под падающие вентиляторы угодил, а когда рассказывает об этой жути - похохатывает, блин!!!
И очень много интересного кроме Чернобыля рассказал, смотрел разинув рот.
Мне бы быть таким в его возрасте.
Очень крутой дядька. Невероятная судьба, невероятной жизнелюбие. Чрезвычайный запал энергии. Огромное спасибо за интервью, за такую профессиональную работу. Получил настоящее удовольствие. Большая удача, что эти люди могут нам рассказать, как оно все было на самом деле
Может. Но надо знать, что волнует общественность. А я обязуюсь все волнующие вопросы ему передать. Не факт, что на все сможет/захочет ответить, но передать не проблема, пишите прямо тут!
Чудовищный объём кропотливой работ был спланирован, организован и проделан, как послушаешь ликвидаторов - сразу хочется встать и замаршировать. Но раздута была именно авария в Припяти, снят прекрасный сериал ХБО, даже Крафтверк в свою песенку добавила "Чернобыль" - Чернобыль стал всемирной пугалкой, хотя, по факту, до такого уровня слаженной и срочной работы остальным как до Луны раком.
Ещё раз спасибо! Гордость за наших самое дорогое - они лучшие!
Ещё раз пересмотрел.
Сокрушаюсь насчёт грохнувшегося вертолёта. Понятно, что там все полёты проходили с жесточайшим нарушением требований всевозможных руководящих документов по безопасности полётов - была такая необходимость в экстраординарной ситуации. Но как они блин на ванты-то наехали? Не заметили? Видимость не позволила эти тросы увидеть? Пьяные были? Что ещё? Ума не приложу.
Когда вертолётчики при полёте на пределе (на ИХ пределе - это когда, по их же выражению, колёса травой раскручиваются, хулиганьё) мчатся с максимальной (ок. 250 км/ч) скоростью над степью, то свободные члены экипажа зорко вглядываются в горизонт, и первый, кто заметит ЛЭП, ладонью так перед остеклением делает широкие движения поперёк полёта, чтобы остальные увидели сигнал. Тогда пилот подрывает машину метров на 50...100, а потом опять ныряет до 2...5 метров, и по-новой. И нормально всё. Сам видел.
А тут - такая нелепая катастрофа. Непонятно. И чудовищно горько.
Здравствуйте. Комбинат, про который говорит докладчик, где произошла ава рия в 1957 году - это химический комбинат "Маяк", Челябинская область. Ныне ФГУП "ПО" МАЯК".
> Здравствуйте. Комбинат, про который говорит докладчик, где произошла ава рия в 1957 году - это химический комбинат "Маяк", Челябинская область. Ныне ФГУП "ПО" МАЯК".
На 38:18 есть врезка.
"Маяковских" ликвидаторов, тех, кого я знал, уже нет в живых - давно дело было.
Григорий Павлович говорит, что, мол, дурь ударила кому-то, полететь поснимать. Но нет - экипаж уже целый день таскал бочки с клеем на внешней подвеске, и в последнем рейсе у него тоже на внешней подвеске бочка висела, то есть вертолёт при деле был, не для баловства со съёмками.
Ну и судя по описанию ситуации в момент катастрофы, получается, что заметить эти тросы не так-то было и просто - они без груза болтались (до этого на них висела какая-то рельса/балка, а в этот раз её не было, вообще ничего не было, свободно болтались), да и солнце, говорят, слепило (17:34, перед закатом).
Трагическое стечение обстоятельств. Погибшим - светлая память.
> Тогда пилот подрывает машину метров на 50...100, а потом опять ныряет до 2...5 метров, и по-новой. И нормально всё. Сам видел.
Нормально до поры до времени, пока не окажется, что опора 10кВ линии будет за кустами, а солнышко будет так, что
кабели не увидишь до того момента, когда уже времени взять на себя не будет.
У меня знакомый, живший в одном доме, с которым мы вместе учились так погиб cовсем. Вертолёт, на котором он летел налетел на ЛЭП. Правда большую.
А другой знакомый из США - там вообще жесть - лёгкий вертолёт на полной скорости влупился в относительно тонкий, но очень прочный и хорошо закрепленный стальной трос между зданиями. Его просто порезало как консервную банку дисковой пилой. Вместе с пилотом и пассажиром.
Даже обыкновенная витая пара может отлично намотаться на винт и машина теряет управление, приходится просто моментально садиться как попало. Это уже из личного опыта.
> а солнышко будет так, что кабели не увидишь до того момента, когда уже времени взять на себя не будет.
Ну не дурные же, против солнца фокусничать. Хотя дурные, конечно же - это их имманентное свойство - но что-то я не припомню в истории эскадрильи крашей по этой теме. Хотя один был, очень давно-предавно, на Ми-4, но то история тёмная и таинственная.
> Вертолёт, на котором он летел налетел на ЛЭП. Правда большую.